Предмет: Самопознание

Класс: 4
Цель:
1) Раскрыть перед учащимися особенности природной красоты родной земли.
2) Умение видеть красоту, воспринимать, ценить и восхищаться ею.

Задачи:
1) Расширить представления детей о гранях красоты родной природы, через литературные источники аудио и видеозаписи, изобразительного искусства.
2) Развитие сложных и простых видов восприятия, творческого воображения.
3) Воспитание эстетических вкусов, бережного отношения к природе, желание самому создавать красоту окружающего мира.
Урок - творчества
Ресурсы: Репродукции картин художников И.И. Левитан "Золотая осень", " Березовая роща"; видеоматериал "Звуки живой природы", "Звуки воды"; аудиозаписи " Классическая музыка"; коллаж; пословицы - поговорки.
Эпиграф урока: "Нет ничего краше родного края".
1. Минутка тишины
Звучит классическая музыка, дети закрывают глаза и слушают чтение учителя.
Горит свеча в руке друзья,
Тепло, уют дарит она.
Свет огня ты пронеси,
Красоты мира подари.
Вот этою свечою,
Огонь в сердцах людей зажги.
Нам необходимо пожелать друг другу: чистое, светлое, доброе и прекрасное.
Ребята я вам желаю теплых, весенних деньков. Чтоб в ваших сердцах всегда горел огонек тепла, добра, любви.
(Передаю свечу: дети проводят свечу по кругу передавая друг другу и говорят пожелания тому, кому передают).
2. Эпиграф урока.
Дети эпиграфом нашего урока будет народная мудрость: "Нет ничего краше родного края".
Как вы понимаете эту народную мудрость?
Правильно! Нет  ничего краше родного края, родного местечка, где мы с вами родились и выросли.
"Здравствуй моя родина" (В исполнении 4 "г" класса)
3. Беседа.
Почему родной край дорог сердцу каждого человека?
Почему нашу землю называют красивой?
А как вы считаете, благодаря каким средствам  наша земля такая красивая?
Что такое вода?
Вода – это источник жизни на земле, вода очень особенна, особенна она тем, что может изменять свое состояние (жидкое, твердое, газообразное). Вода способна успокоить человека журчанием как маленьких ручьев, так и плеском больших морских волн. Без воды нет красоты на земле.
4. Работа с видеоматериалом.
В звуках воды хранится много тайн, а каких тайн именно вы узнаете просмотрев видео об этой необыкновенной стихии ( просмотр видеоматериала " водопад").
Какие же тайны вы увидели ?
Да, удивительное свойство человека видеть красоту окружающего мира.
5. Творческая деятельность.
Красота родной земли описана писателями, поэтами и запечатлена на полотнах художников ( опережающее задание).
И вам сегодня предстоит быть в роли поэтов, и показать широту своего поэтического творчества вы получите, по одной стихотворной  строчке. Вам нужно продолжить эти стихотворные строки. Так как работа в командах, каждой команде я раздам по одной строчке:
1 команде: Широка страна моя родная...
2 команде: Мой край родной зовется раем...
3 команде: Вся степь поет и зацветает...
Какие замечательные поэтические строки были вами созданы, как красиво вы описали нашу родную землю. МОЛОДЦЫ!
6. Работа с репродукцией.
А естественная красота природы запечатлена на полотнах многих художников, которые изображают мир природы их называют пейзажистами! Об одном из таких художников я вам хочу рассказать И.И.Левитан (кратко) перед вами репродукции картин художника " Золотая осень", " Березовая роща".
Обратите сначала свое внимание на первую картину под названием "Березовая роща".
Посмотрите внимательно под тенью берез мы видим лесной ковер зелени. Сквозь ветки берез, мало поступает лучи солнца. Но не смотря на это здесь подобраны и показаны очень сочные краски. На этой картине изображено самое жаркое время года, лето.
Обратите внимание на вторую картину под названием " Золотая осень".
Какими замечательными красками он передал всю красоту осеннего пейзажа. Все деревья и травы одеты в багрянец. Какой взор раскрывается перед людьми попавшими на этот остров. Как умело подобраны краски, цвета. Посмотрите на речку, осенью она бывает темно-синего цвета. Именно этим цветом художник показал красоту реки осенью. Посмотрите на небо, как же естественно оно выглядит, как же низко плывут облака в точь как в осенний период. Хотелось бы добавить что И.И.Левитан очень любил осень. И эти картины находятся в Москве в Третьяковской галерее.
В наших учебниках на страницах 103, есть картина З. Назырова, которая называется " Цветущие яблони".
И он передал красоту своего родного края. Он также сумел подобрать все оттенки красок весны. Назыров также гордится своей родиной.

Вопросы:
1) Как вы считаете, какое настроение было  у художника при написании этой картины?
2) Что хотел показать художник вот именно этой картиной?
7. Творческая работа.
Дидактическая игра: "А знаете ли вы пословицы?"
Много существует пословиц и поговорок о красоте родного края. И сейчас мы постараемся с вами через дидактическую игру проверить знания пословиц и поговорок о родине.
Работа предлагается в командах, каждой команде по дной пословице, пословицы будут в произвольном порядке. Вам нужно собрать, прочитать и объяснить смысл вашей пословицы.
Пословицы:
1 команде: Иди в родной край, там и под елкой рай.
2 команде: В своем болоте и лягушка поет, а на чужой и соловей молчит.
3 команде: Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Видеоматериал "МОЙ РОДНОЙ КАЗАХСТАН".
Посмотрите какие замечательные кадры запечатлены, практически все достопремичательности нашего родного Казахстана.
Ребята в стихотворении Т.Белозерова "Чудо" тоже говорится о родном крае, давайте мы его прочтем и узнаем почему же стихотворение называется "Чудо" (чтение стихотворения).
Где происходит событие в стихотворении? (на лугу)
1. Что такое луг?
2. Какие растения растут на лугу?
3. Каких животных и птиц можно встретить на лугу?
4. А каких насекомых?
(Аудиозапись " Звуки живой природы")
8. Рефлексия
А теперь закройте глаза и представьте себе, что вы оказались на лугу, повсюду летают бабочки, где- то слышны жужжание пчел, повсюду птицы поют свои необыкновенные песни, теплые лучи солнца светят вам прямо в лицо, а красота кроется в том, вас окружают множество необыкновенных разнообразных цветов. А теперь откройте глаза, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и расскажите нам что вы видели.
9. Беседа
Дети, что значит природа для человека? Каким образом природа помогает человеку?
Прочитайте последний столбик стихотворения "Чудо". О чем в нем говорится?
Природа может не только радовать глаз человека своей неповторимой внешней красотой, но она еще имеет и внутреннюю красоту; мы можем услышать шелест листьев, пение птиц, почувствовать ветерок дующий в лицо, ощутить аромат разнообразных цветов.
10. Чтение
Давайте мы прочитаем рассказ об одной маленькой девочке, которая описывала свой родной край, именно так...(чтение рассказа)
Найдите в учебнике, то где девочка описывает обитающих животных, птиц в ее родном краю. А какие животные и птицы обитают на нашей с вами родной земли? Какие растения? Чем край этой маленькой девочки отличается от нашего родного?
(Заранее поговорить с детьми о чистоте воздуха, о горных хребтах, о наших достопремичательностях: снежный барс, архар, лисы, медведи, волки; поговорить об охране природы и заповедных зонах Казахстана).
Ребята, показать красоту родной земли, можно не только просмотрев видеоматериал, но еще и через творческую деятельность.
Домашним заданием было приготовить коллаж на тему "Красота родного края" и защиту к ней. (Выходят представители 3 команд по очереди и защищают свою работу). Защита может быть в виде стихотворения, мини- сочинения.
11. Итог.
Круг "От сердца к сердцу"
У меня в руках маленький кусочек земли. Давайте же наполним этот кусочек красотой нашей души, пусть наша земля цветет и радует нас, дарует нам необыкновенные чувства: прекрасного, радостного, светлого и чистого.

Пивоварова Н.В.
Преподаватель-методист
Есикского гуманитарно-экономического колледжа

Жүктеп алу